ДНР до конца недели готова начать поставки угля в Крым, заявляют власти самопровозглашенной республики. Речь идет примерно о 60 тыс. тонн — именно такой объем необходим Крыму на осенне-зимний период. Эксперты уверены, что топливо будет поставляться в Крым морским путем через Новороссийск, однако заявляют, что для поставок донецкого угля через Россию нет никаких правовых оснований.
Донецкая народная республика в течение недели готова начать поставки угля на Крымский полуостров, заявил на днях министр топлива и энергетики ДНР Алексей Грановский.
«Соответствующие договоренности с Крымом были достигнуты. Премьер ДНР Александр Захарченко в связи с приближением зимы отдал распоряжение с этим вопросом не тянуть и уже на этой неделе, до пятницы, начать отгружать уголь в Крым», — рассказал Грановский.
При этом министр не уточнил планируемый объем поставок и цену топлива.
Первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин сообщил ТАСС, что республика уже в ближайшие дни готова начать поставки угля на полуостров.
«Крыму нужно много угля. Вопрос в логистике — будет ли его пропускать Украина», — отметил Пургин. При этом вице-премьер подчеркнул, что ДНР обладает достаточными возможностями по добыче угля для бесперебойных поставок в Крым.
Министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров на заседании правительства полуострова 21 октября также подтвердил факт переговоров с ДНР по поставкам угля на полуостров. «Сейчас мы ведем очень серьезные переговоры с Донецкой народной республикой. Я надеюсь, что мы в ближайшее время получим хорошее предложение с хорошей ценой на поставку угля в Республику Крым», — сказал Егоров.
Потребности населения полуострова в топливе он оценил в 30 тыс. тонн. Еще 32 тыс. тонн требуется бюджетным организациям. Таким образом, по-видимому, речь идет всего о 62 тыс. тонн для бытовых нужд, а не о промышленных поставках.
По словам Егорова, необходимость импорта угля из ДНР вызвана срывом договоров с украинскими компаниями-поставщиками. «Эшелоны с углем просто не пускают в нашу сторону», — посетовал Егоров.
«Оптимальный способ доставки угля из ДНР в Крым — это использование железной дороги. Однако Украина вряд ли допустит следование составов с углем через свою территорию, так что такой маршрут стоит признать нереалистичным. Единственным вариантом доставки остается вывоз угля по железной дороге из Донецка в Новороссийск с последующей отправкой топлива в Крым морским путем», — рассказал «Газете.Ru» старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.
По подсчетам эксперта, протяженность железнодорожного пути составит около 650 км, а стоимость доставки — примерно $10 за тонну. Доставка морским путем обойдется еще в $8–10 за тонну, в итоге транспортная составляющая в конечной цене окажется весьма незначительной.
«Однако главным вопросом остается готовность инфраструктуры Новороссийска и Севастополя для отгрузки и приемки больших объемов угля, а также наличие транспортных кораблей для доставки топлива на полуостров», — подытожил Халиков.
«Оценить ситуацию с юридической точки зрения весьма непросто. Теоретически ДНР является частью Украины, так что поставляемый из республики уголь должен проходить все таможенные проверки, включая процедуру определения происхождения и уплату пошлин.
Но на фоне возникшей законодательной неразберихи перспектива проверки груза на границе выглядит сомнительной»,
— рассказала «Газете.Ru» руководитель направления таможенного права и внешнеторговой деятельности юридической компании Goltsblat BLP Елена Белозерова.
Напомним, что и.о. главы Крыма Сергей Аксенов еще 6 сентября заявил, что «Киев долгое время сознательно консервировал энергетическую зависимость полуострова». В то же время Аксенов отметил, что Крым уже к 2017 году планирует добиться энергетической независимости от Украины.
В число мероприятий, названных Аксеновым, вошла реконструкция Глебовского газохранилища и увеличение объема добычи газа на полуострове. В планах ближайших лет также значится строительство магистрального газопровода Крым — Кубань и реконструкция газовых магистралей, которые будут обеспечивать топливом создаваемые на полуострове электростанции.
При этом Аксенов особо отметил, что одной из основных задач правительства сегодня остается борьба со спекулянтами. «Компании, которые спекулируют на тяжелом положении крымчан, должны уйти с рынка», — заявил премьер.
Ранее власти Крыма заявляли что дефицит угля на полуострове можно ликвидировать и с помощью поставок из России.
Еще в конце сентября Сергей Егоров отмечал, что «рынок твердого топлива республики срочно пришлось переориентировать на работу с угольными бассейнами Ростовской и Кемеровской областей».
К началу отопительного сезона от поставок угля зависимы более 30% населенных пунктов полуострова. При этом 18 140 жителей республики являются льготниками, что позволяет им претендовать на получение одной тонны угля в год бесплатно.
В Донецкой области на сегодня не функционируют 25 из 74 угольных шахт, при этом 17 из них полностью или частично затоплены, а 8 обесточены.
Кроме того, в 11 шахтах разрушены железнодорожные подъездные пути, что делает невозможным отправку продукции, а из 82 шахтных комплексов по приему и отгрузке угля в нерабочем состоянии находятся 11. Всего же в Донецко-Луганском регионе остановлено 50 шахт, а работу продолжают лишь 35.
Отметим, что из-за проведения АТО Украина на сегодня также испытывает проблемы с энергоносителями. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, до конца года стране необходимо около 4 млн тонн угля.
Решение проблемы правительство Украины видит в поставках из ЮАР и Польши. Так, до конца 2015 года государственным и частным предприятиям страны должно быть поставлено более 5,6 млн тонн угля, при этом 1 млн тонн будет поставлено из ЮАР, а еще часть поставок возьмет на себя польская компания.
По материалам gazeta.ru