Домашнее застолье в эти новогодние праздники станет затратным делом: цены на импортный алкоголь могут возрасти на 20%. Спиртные напитки российского производства окажутся ненамного дешевле из-за акцизов. Россиянам придется выбирать между качеством и ценой, говорят эксперты.
Сезон новогодних покупок непродовольственных товаров стартовал еще за два месяца до самого праздника, в начале ноября. Погоня же за продуктами только начинается. За месяц до Нового 2015 года некоторые россияне уже стали составлять список подарков и планировать, какие напитки окажутся на их праздничном столе. Однако в этот новогодний период покупка спиртного может сильно ударить либо по кошельку, либо по здоровью граждан, говорят опрошенные эксперты и аналитики.
Проблемы в российской экономике подталкивают отечественных потребителей к существенной экономии и сокращению своих расходов, причем это касается и затрат на празднование Нового года. К примеру, сферу индустрии гостеприимства ждет существенное сокращение заказов, констатировал в интервью президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Игорь Бухаров.
«На текущий момент сектор HoReCa отмечает, что заказы на корпоративы сократились на 30–40%, так же как и средний чек, — сообщил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
— Такое сокращение идет, несмотря на то что многие рестораны готовы принимать празднующих даже со своим алкоголем, который составляет значительную долю выручки».
Стремление россиян к экономии объясняется и ростом расходов на питание. Из-за падения курса рубля доля продовольственных трат в бюджете в декабре 2014 года может возрасти с прошлогоднего 31 до 40%, отмечают аналитики «ВТБ Капитал». Это, в свою очередь, сократит и траты наших соотечественников на досуг и непродовольственные товары.
Категория ликероводочной продукции серьезно зависит от импорта, отметила в интервью «Газете.Ru» аналитик банка Мария Колбина. Поэтому затраты решивших справлять праздник дома также могут быть существенными.
К этому располагает и выбор напитков. К примеру, в прошлом году в сети супермаркетов «Виктория» в предновогодний период более трети алкогольных покупок пришлось на игристые вина. «С начала декабря предсказуемо увеличивается товарооборот игристых вин, в 2013-м он возрос примерно в пять раз, — рассказала директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина. — А вот интерес к водке и коньяку в тот же период снизился на 30%, во время прошлогодних празднеств чаще наливали в бокалы скотч и бурбон».
По мнению Колбиной, из-за роста курса валют потребители могут перейти к покупке более дешевых напитков по сравнению с теми, к которым они привыкли. «Будут ли люди покупать к новогоднему столу шампанское? Конечно, будут, вопрос только в том, какое это будет шампанское», — рассуждает она. По прогнозам Дробиза, цены на импортный алкоголь в декабре возрастут на 20%, подорожают те продукты, цены на которые до сих пор сдерживались. «На самом Новом годе, главном российском празднике, граждане, конечно, экономить не будут. Будет и ром, и виски, и текила у более обеспеченных людей, у людей с меньшим достатком будет водка, шампанское и коньяк, — полагает он. – Но под новогодними праздниками нужно понимать период с 15 декабря по 11 января, и вот в этот месяц люди будут экономить».
Впрочем, снижение продаж алкоголя и экономия на спиртных напитках — это ситуация не только начавшегося предновогоднего периода, а продолжительный тренд, который был сформирован повышением акцизов на спирт. Для продукции крепостью выше 9% в конце 2012 года ставка на литр безводного этилового спирта составляла 300 руб., в 2013 году ее повысили до 400 руб., в 2014-м — до 500 руб. В начале текущего года предполагался рост ставки до 600 руб. на литр, однако летом Минфин принял решение о временной заморозке тарифов. По словам экспертов, скачок цен на крепкий алкоголь обуславливает «популярность» среди населения нелегального алкоголя и даже самогона.
Из-за высоких акцизов люди уже начинают переключаться на не самое качественное спиртное, сказал «Газете.Ru» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его данным, сейчас около 30% магазинов в крупных городах торгуют контрафактом.
«На самом же розничном рынке доля контрафакта превысила 40% и имеет тенденцию к росту, — добавляет он. – В преддверии Нового года многие сравнительно малообеспеченные покупатели будут чаще покупать контрафактные алкогольные напитки».
Со спиртными напитками сейчас ситуация довольно сложная, соглашается старший аналитик UBS Светлана Суханова. «На рынок алкогольной продукции оказывается очень серьезное давление. Часть ритейлеров отмечает, что, несмотря на стабильность продаж алкоголя в денежном выражении, они падают в объемах, — рассказала «Газете.Ru» аналитик. — Некоторые даже шутят, что вслед за снижением продаж водки растут продажи сахара».
Как сообщали ранее производители, спросом начали пользоваться как просто нелегальная продукция, так и напитки домашнего производства. У нелегальных производителей есть полная альтернатива товаропроводящей цепочки легальной продукции, то есть точки и заводы по производству «левого» товара, рассказывал председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Рост же домашнего производства объясняется тем, что стоимость самогона в разы ниже стоимости водки в обычных магазинах, говорила «Газете.Ru» владелица самогонного аппарата Татьяна. Также сказывается и отсутствие законодательной ответственности за производство и потребление самогона.
По материалам gazeta.ru